Битум, являясь одним из наиболее известных и доступных
инженерно строительных материалов, широко используется: в дорожном
строительстве, в изготовлении кровельных материалов, в лакокрасочной и
кабельной промышленности, при строительстве зданий, прокладке трубопроводов.
По этой причине
нефтебитум всегда относился к целевым продуктам нефтепереработки, выпуск
которого влиял не только на показатель глубины переработки нефти, но и на эффективность
производственной деятельности. Поэтому нефтепереработчики постоянно уделяют
внимание совершенствованию технологии его производства. И связано это с
повышением требований к качеству вырабатываемых нефтебитумов.
Способы получения
битумов различны. Например на некоторых НПЗ эксплуатировались установки АВТ-1 и
АВТ-2, в состав которых входили вакуумные блоки и маслоблок, поэтому гудроны,
продукты, получаемые в результате переработки масел, то есть экстракты и
асфальты, смешивались (компаундировались) и таким образом производились какие –
то определенные марки битумов. На других НПЗ гудрон сразу готовился для
производства битумов, а при помощи дальнейшего окисления получались различные
качественные битумы марки БНД. Обычно такая технология используется при
переработке определенного вида нефти. Если НПЗ работает с нефтью одного
состава, то технология эффективна.
Конечно, делались наработки по получению битума из различных
марок нефти. Рассматривались всевозможные комбинации, вплоть до внедрения схемы
с предварительным окислением мазута.
До определенного времени
НПЗ выпускали три типа битумов: дорожный, строительный и кровельный. Но
дорожный был основным продуктом. Его выпуск достигал 80% от общего объема, а на
сегодняшний день – практически 100% . Это связано с конъюнктурой рынка.
потребность в кровельном и строительном битуме не велика, так как в
строительной отрасли для производства тех же кровельных мастик и герметик все
чаще используются качественно иные материалы. Кровельный битум был сырьем для
получения строительного. В настоящее время кровельные и гидроизоляционные материалы
изготавливают на основе битума полимерного вяжущего. Для этого в качестве сырья
можно использовать и дорожный битум.
Подобное изменение
не случайно, поскольку материалы, изготовленные на основе битума полимерного
вяжущего, обладают более высокими эксплуатационными свойствами.
Выпуск битума по
европейскому стандарту СТБ EN12591-2010
предполагает установить температуру размягчения на 5 градусов выше прежнего
показателя , а пенетрацию (определение густоты вещества) – в более узких
пределах. Большей становится динамическая вязкость (сдвигоустойчивость) битума,
а температура его хрупкости корректировалась в пределах минус 18 градусов
(прежде было минус 10).
Для этого были
произведены изменения в нормах технологического режима на вакуумном и битумном блоках установок
производства битумов и внедрена технология мягкого режима окисления, благодаря
которой процессы предпочтительно идут в сторону образования асфальтосмолистых
веществ.
Требования к
улучшению качества дорожного покрытия становятся все жестче. Поэтому проводятся исследования в направлении
возможного использования нетрадиционных видов сырья для производства битумов и
в первую очередь, это тяжелый гудрон с установок вакуумной переработки мазута. Суть
заключается в подборе такого рецепта материалов (соотношения асфальтенов, смол
и масел), что бы структурно-групповой состав не отличался от битума, полученного
классическим путем. Следующий этап работы предполагает исследование
реологических свойств битума, то есть его сдвигоустойчивости (наглядно
проявляется в виде колеи на асфальтных дорогах) и трещиностойкости при
деформации. При этом за основу взята американская система «Superpave», позволяющая описать то, как
битум будет вести себя при тех или иных погодных и эксплуатационных условиях. Этой
системой выбирается наиболее оптимальный режим «работы» битума в зависимости от
его качеств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий